Прозрачность НКО: добровольно и красиво

Главная/Новости НКО/Прозрачность НКО: добровольно и красиво

В ОП РФ подвели итоги конкурса для некоммерческих организаций «Точка отсчета».

Как узнать, чем занимается та или иная некоммерческая организация — что она сделала за прошедший год, какие мероприятия провела, и, главное, в чем смысл ее деятельности?

Конкурс публичных отчетов НКО «Точка отсчета» доказал: такая форма помогает организации не только подвести итог своей работы, но и подготовить грамотную презентацию своей деятельности для внешних наблюдателей.

Сегодня все согласны с тем, что годовой отчет позволяет сделать деятельность НКО прозрачной и понятной, однако пока нет точного понимания, каковы должны быть обязательные стандарты оценки. И здесь надо действовать осторожно.

«Я побаиваюсь самого слова „стандарты“, — предупреждает Елена Тополева-Солдунова, председатель Комиссии ОП РФ по развитию некоммерческого сектора и поддержке социально ориентированных НКО. — Безусловно, запрос на прозрачность работы организаций будет расти. Но у разных организаций разные аудитории. Не всегда очевидно, что все должны быть так же открыты в своей отчетности, как те организации, которые, например, собирают частные пожертвования. Важно слушать голос каждой НКО, а не предъявлять им требования стандартизации, учитывать специфику. Идеально, если бы НКО могли самоорганизоваться в отчетности. Это было бы большим шагов к усилению сектора».

Председатель Комиссии также отметила, что ОП РФ может помочь тем организациям, которые хотят стать более открытыми, представить свою отчетность на площадке Палаты. «Однако очереди, чтобы представлять свои открытые презентации, пока нет», — отметила она.

Конкурс «Точка отсчета» возобновил свою работу после пятилетнего перерыва. По мнению Игоря Соболева, зампредседателя Комитета общественных связей города Москвы и члена жюри, конкурсные работы показали, что за прошедшие пять лет в некоммерческом секторе произошло много изменений.

«Сейчас активно идет профессионализация сектора и объединение разных практик. НКО становятся более уверенными. Годовая отчетность — залог успеха в отношениях со своими стейкхолдерами. Многие коммерческие организации обязательно отслеживают, насколько их социальные партнеры открыты и прозрачны в своей деятельности. Приоритет отдается тем, кто имеет свой сайт и развитые социальные сети», — отметила Соболева.

О том, что не только у коммерческих организаций есть запрос на прозрачность НКО, но и само общество начинает больше интересоваться их деятельностью, рассказал Илья Чукалин, генеральный директор Фонда президентских грантов.

«Граждан интересует, что это за организация, почему она на особом положении, почему у нее лучше отношения с властью. И здесь вопрос открытости — определяющий. Без развития открытости в секторе невозможна и его поддержка государством. Нужно уделять больше внимания информационной работе. Если и дальше идти в этом направлении, то восприятие сектора обществом улучшится», — сказал он.

На роли публичных отчетов для самих НКО остановилась Александра Бабкина, руководитель проекта «Добро Mail.Ru», который объединяет множество НКО.

«Отчетность — мощный инструмент саморефлексии организации. Можно взвесить то, какие усилия были потрачены. Если организация отчитывается о своей деятельности — это значит, что она развернута лицом к людям. Важно, чтобы между обычными людьми и НКО был добрый диалог. Отчетность должна быть написана человеческим языком, простым и понятным. Не секрет, что организации создают порой очень серьезный и трудночитаемый документ, в котором тяжело разобраться», — отметила Бабкина.

Сами представители НКО полностью согласны с экспертами: годовой отчет, составленный грамотно и красиво, необходим.

Пресс-служба Общественной палаты РФ